10 апреля 1848 года было заключено наверняка немало браков. Однако, насколько нам известно, лишь один из них получил столь скандальную известность, что попытки разобраться в случившемся продолжаются по сей день.

Молодожены — Джон Рёскин (1819 — 1900) и Эффи Грей (1828 — 1897) — решили связать свои судьбы по собственной воле, а не из-под родительской палки. Да, отец невесты не смог обеспечить дочь приданым: вложившись в акции французских железнодорожных компаний, он оказался на грани банкротства, когда рынок обрушила революция 1848 года. Зато отец жениха мог позволить себе широкие жесты: он не только обеспечил молодых капиталом в £10.000 и роскошным жильем в Лондоне, но и взял на себя их дорожные расходы, считая, что искусствоведу, коим был его сын, без путешествий не обойтись.

Джеймс Норткот. Портрет Джона Рёскина в детстве.

Правда, в комплекте с щедростью шла неуемная забота родителей о единственном чаде. Само чадо, незадолго до своего 30-летия все еще жившее с мамой и папой, кажется, не имело ничего против либо же давно смирилось с судьбой. Лишенный в детстве товарищей по играм — редкому ребенку удавалось преодолеть искусственный отбор зацикленных на статусных условностях Рёскиных-старших, — Джон проводил дни, изучая узоры на полу, стенах и потолке детской и играя в воображаемые игры, ибо игрушек у него тоже почти не было. Его образованием до 14 лет занимались родители и приходившие на дом учителя; когда же Джон поступил в университет, Маргарет Рёскин последовала за ненаглядным сыном в Оксфорд.

Одним словом, при таком анамнезе удивительно, что мысль о женитьбе вообще пришла в эту светлую, но имевшую весьма отвлеченное представление о реальной жизни голову. (Вы спросите: каким же образом молодые люди умудрились познакомиться? Исключительно силами Провидения: Рёскины и Греи дружили семьями и останавливались друг у друга во время поездок в Лондон и Шотландию соответственно; более того, Греи жили в бывшем семейном поместье Рёскинов, покинутом ими после самоубийства деда героя нашего рассказа.)

Эффи Грей. Портрет работы Томаса Ричмонда

Для человека, до брака знавшего женщин исключительно в виде античных статуй, столкновение с объективной действительностью оказалось роковым. Какая именно особенность обнаженного тела Эффи вызвала отвращение ее мужа, трудно сказать (самая популярная версия — лобковые волосы); однако несоответствие между воображаемым идеалом и реальной женщиной, с которой ему предстояло разделить брачное ложе, раз и навсегда перевело супружеские обязанности в разряд невыполнимых.

Деваться им обоим особо было некуда. До 1857 года развод в Англии был возможен лишь путем принятия парламентом специального акта — сложная и дорогостоящая, а потому малопопулярная процедура. Была еще возможность аннулировать брак, но для этого в нем нужно было прожить три года, не вступая в супружеские отношения.

Стоит ли удивляться, что после года такой жизни Эффи решила вернуться в Шотландию. Как на это отреагировал покинутый муж? Незамедлительно перевез свои пожитки к родителям и вскоре отправился с ними в Альпы — в этом путешествии он и Эффи должны были провести медовый месяц, но поездку пришлось отложить из-за волнений в Европе.

Впрочем, сбежавшая жена в итоге вернулась, и жизнь пошла своим чередом. Джон взялся за написание «Камней Венеции», изучать которые по книжкам в его планы никак не входило. Временное освобождение от опеки Рёскинов-старших и пребывание в гораздо более свободной в смысле социальных условностей Венеции весьма пошло на пользу если не семейному, то во всяком случае личному благополучию Джона и Эффи. Оставаясь мужем и женой, они жили каждый своей жизнью, встречаясь лишь за столом и в остававшейся оплотом воздержания постели. Пока Рёскин собирал материал для книги, Эффи с головой окунулась в светскую жизнь города. Хорошенькая, жизнерадостная и интригующе одинокая, она пользовалась большим успехом и наслаждалась свободой, немыслимой в викторианской Англии. А что Рёскин? Он не то что не ревновал, а, возможно, даже вздохнул с облегчением, видя, что Эффи больше не страдает от одиночества и отсутствия внимания с его стороны.

Таким же образом по возвращении в Лондон он отнесся и к появлению в их доме Джона Эверетта Милле (1829 — 1896). Молодость и талант в сочетании с тонким душевным и телесным устройством вызвали у обоих супругов желание взять художника-прерафаэлита под свою опеку. В целях укрепления здоровья Милле, волновавшего Эффи, и восполнения пробелов в его образовании, заняться которым решил Рёскин, супругам приходит в голову идея отправиться летом 1853 года всем вместе на каникулы в Шотландию. Для соблюдения приличий позвали еще брата Милле и его лучшего друга Холмана Ханта, но тот не принял приглашения.

«Постановление об освобождении, 1746» Джона Эверетта Милле, для которой с любезного позволения Рёскина ему позировала Эффи.

У самого же Милле возникла мысль написать новаторский портрет Рёскина — не в интерьере, а на природе, стоящим у бурного горного потока. Работа над этим произведением вскоре стала едва ли не главным смыслом их отпуска. Пока Рёскин позировал, а Милле живописал, Эффи читала им вслух Данте. Однако закончить портрет Милле не успел: пошли затяжные дожди, а о том, чтобы довершить начатое по памяти или у другого, похожего, водоема, и речи быть не могло — это шло бы вразрез с художественным кредо как самих прерафаэлитов, так и их горячего симпатизанта Рёскина.

Портрет Джона Рёскина работы Джона Эверетта Милле

К тому моменту как наши отпускники наконец разъехались в конце октября, Милле уже был в курсе (не)происходящего между его благодетелями. Эффи ли ему рассказала, пока он учил ее рисовать, а Рёскин самозабвенно корпел над алфавитным указателем к «Камням Венеции», или Милле сам догадался — а чтобы не догадаться, прожив четыре месяца под одной крышей, надо было быть слепым, — не так уж и важно. Важно то, что Милле и Эффи были к тому времени влюблены друг в друга.

25 апреля следующего, 1854-го, года Рёскин отвез жену на вокзал Кингз-кросс и посадил в поезд, отправлявшийся в Эдинбург. Однако до предполагаемого места назначения Эффи не доехала; она вышла на первой же остановке, где ее уже ждал отец. Вечером того же дня Рёскин получил повестку о вызове в суд для признания его брака с Эффи недействительным.

Как упоминалось выше, в случае, если пара прожила три года в браке, но супружеский долг при этом остался неисполненным, было возможно аннулировать такой союз в церковном суде. При этом свидетельские показания давались поверенным, которые затем выступали от имени обоих супругов в суде, избавляя их таким образом от унизительной необходимости прилюдно озвучивать деликатные подробности своей семейной жизни. Кроме того, Эффи пришлось пройти медицинский осмотр, который подтвердил бы ее невинность. Рёскин препятствий не чинил, и 20 июля Эффи получила письмо, объявлявшее ее «свободной от всех уз супружества». С юридической точки зрения, ее брак с Рёскиным вообще никогда не существовал.

Джон Рёскин

Когда вся эта история стала достоянием общественности, разразился грандиозный скандал. Удивительным образом оказалось, что во всяком случае для некоторых слоев лондонского общества отсуствие секса в браке было столь же возмутительным, как и секс до брака. Рёскина называли негодяем, мерзавцем, подлецом. Впрочем, собственные семейные неурядицы и досужие сплетни на их счет волновали его гораздо меньше, чем снос средневековых зданий в Италии, смерть Тёрнера или дальнейшая судьба Милле (Рёскин опасался, что тот женится на Эффи из ложно понятого чувства благородства и загубит себя как художника). И уж никак он не мог представить себе, что в результате потеряет еще и друга — Милле прекратил знакомство с Рёскиным сразу же после того, как в ноябре 1854 года закончил-таки его портрет.

Джон Эверетт Милле

Милле и Эффи сочетались узами брака летом следующего года. Жених, как уже отмечалось, отличался повышенной впечатлительностью, и треволнения последних пары лет плюс переживания, сопутствующие любой свадьбе, довели его буквально до истерики. В купе поезда, мчавшего молодоженов навстречу первой брачной ночи новой жизни, Милле плакал навзрыд. И его можно понять: о женщинах и сексе он знал не больше Рёскина, когда тот сам женился, — и посмотрите, чем это для него закончилось!

Впрочем, его брак с Эффи оказался вполне счастливым и весьма плодотворным — у пары родилось восемь детей. Милле писал теперь в основном портреты богатых и знаменитых, сам год от года становясь все более состоятельным и известным. В 1873 году он смог позволить себе купить земельный участок в Кенсингтоне, где построил столь внушительный особняк, что, побывав у него в гостях, Томас Карлейль не смог удержаться и съязвил:

Милле, неужели это все стало возможным благодаря живописи? Что ж, видимо, в мире больше дураков, чем я предполагал!»

В 1885-м Милле стал первым художником, удостоенным титула баронета; королева Виктория, правда, и после этого не изменила своего мнения насчет скандального развода Эффи, которая так никогда и не была принята при дворе. Незадолго до смерти, Милле был избран президентом Королевской академии. Однако в глазах критиков он сильно упал уже в первые годы после женитьбы. Изменилась сама манера его письма: оправдываясь, Милле говорил, что как семейный человек не может позволить себе былую неторопливость, когда на один квадратный дюйм холста у него уходил целый день кропотливого труда. Исключительно одаренный художник, по иронии судьбы он проделал путь от драматично пенящегося шотландского водопада за спиной у Джона Рёскина до сентиментально-слащавых мыльных пузырей, которые стали рекламой мыла Пирса. Один особо язвительный остроумец даже предположил, что, не разведись Рёскин с Эффи, его творческий путь тоже увенчался бы «Мыльными пузырями».

Джон Эверетт Милле. Мыльные пузыри.

Шутки-шутками, а так никогда и не женившийся повторно (и всю жизнь соблюдавший целибат) Рёскин вошел в Историю не только как один из самых влиятельных литературных критиков и теоретиков искусства второй половины XIX века, но и как автор теорий социальной справедливости, которые, среди прочего, внесли свой вклад в становление партии лейбористов. Кстати, после смерти отца он раздал большую часть доставшегося ему наследства, объясняя свой поступок тем, что невозможно придерживаться социалистических взглядов и быть богатым одновременно.

Что посмотреть:

The Love of John Ruskin (1912) – немое кино о Рёскине, Эффи и Милле

Эффи (2014) — фильм по сценарию Эммы Томпсон, она также исполнила роли леди Истлейк

Modern Painters – опера (!) об отношениях наших героев

Что почитать:

John Ruskin’s Wife by Eva McDonald

«Миддлмарч» Джордж Элиот ради интересных параллелей между браками Джона Рёскина и Эффи Грей, доктора Лидгейта и Розамонды Винси, Доротеи Брук и Кейсобона.