Мебельный дизайн — не самая популярная тема для разговора. По крайней мере среди тех, кто не занимается им профессионально. А между тем есть одно имя, которое, пожалуй, хоть раз в жизни, но слышал каждый — Томас Чиппендейл, знаменитый английский краснодеревщик и дизайнер мебели второй половины XVIII века. Впервые в истории была нарушена традиция и господствовавший почти три десятка лет стиль был назван не в честь правящего монарха, а по имени его создателя.
5 июня 1718 года в приходской церкви небольшого йоркширского городка Отли был крещен новорожденный сын потомственного столяра Джона Чиппендейла. Младенца нарекли Томасом. Новоиспеченный отец, должно быть, радовался — будет кому продолжить семейное дело, — но ему и в голову не могло прийти, что сын не просто пойдет по его стопам, а станет классиком мебельного дизайна и прославит имя Чиппендейлов на весь мир.
В 1739 году 21-летний Томас приехал покорять столицу. Это было весьма рискованное предприятие, ибо в Лондоне его ждали лишь акулы мебельного бизнеса с устоявшейся репутацией и клиентурой, не горевшие желанием делиться щедрым пирогом с новым конкурентом.
Однако талант и организаторские способности провинциального мебельщика оказались поистине выдающимися. Десять лет спустя он крепко стоит на ногах, владея мастерской на Кондуит Стрит, а еще четырьмя годами позднее со все растущим семейством перебирается на Сент-Мартинс Лейн неподалеку от современной Трафальгарской площади, где обосновывается на целых 60 лет по соседству с лучшими мебельщиками того времени, а также художниками, архитекторами, граверами и скульпторами.
В 1754 году Томас Чиппендейл делает поистине гениальный маркетинговый ход, обеспечивший ему не только репутацию лучшего из английских краснодеревщиков, но и достойное место в истории. Он выпускает свой знаменитый «Указатель» (The Gentleman and Cabinetmaker’s Director). Это роскошный каталог мебели в готическом, китайском и названным автором современным стилях (под последним имелось в виду модное тогда французское рококо), ставший Библией мебельного дизайна как для мастеров XVIII века, так и их заказчиков.
Мебельные каталоги время от времени выпускались и раньше, но чиппендейловский отличался особым размахом. В предисловии амбициозно заявлялось, что своей целью издание имеет формирование вкусов аристократов, а многочисленные иллюстрации приглашали мастеров-краснодеревщиков не стесняясь их копировать, внося свою лепту в славу и процветание Томаса Чиппендейла. Недоброжелатели подозревали, что над его созданием трудился целый коллектив нанятых автором «призраков», но доказательств тому нет. Мегауспешный каталог дважды переиздается (1755, 1762) в Англии, а будучи напечатанным в Европе и Северной Америке, приносит гению-мебельщику всемирную известность, чей список клиентов включает в том числе и русскую императрицу Екатерину Великую. Имя Томаса Чиппендейла становится нарицательным и используется для обозначения любой мебели, выполненной в стиле «Указателя».
Бизнес рос как на дрожжах. В мастерских Томаса Чиппендейла трудились уже до полусотни мастеров. Сам же Томас выполнял теперь функции художественного руководителя, идеолога, менеджера по работе с клиентами и промоушену. Его деловые партнеры Джеймс Ренни и Томас Хейг занимались финансами, а точнее — решением проблемы их постоянной нехватки, ибо заказчики в те времена редко расплачивались с исполнителями их прихотей вовремя.
В чем же причина такого потрясающего успеха мебели в стиле «чиппендейл»? Во-первых, ее практически идеальные пропорции. Во-вторых, прочность без тяжеловесности и долговечность. И в-третьих, практичность и функциональность в сочетании с эстетикой: согласитесь, мало проку от красивого стула, если на нем неудобно сидеть.
Вообще, надо признать, Томас Чиппендейл был талантливейшим дизайнером, которому удалось весьма удачно соединить, казалось бы, несоединимое: начав работать в стиле королевы Анны, он со временем переключается на французское рококо, избавляется от лишнего в пользу удобства, добавляет готические и китайские мотивы — и в результате создает свой собственный стиль.
Его любимым материалом было красное дерево. В Англию оно попало только в 1725 году и, по сути, случайно — в качестве балласта. Томас Чиппендейл был одним из первых, кто стал работать с экзотической древесиной, и, пожалуй, ввел моду на нее сперва среди коллег-краснодеревщиков, а затем и среди покупателей мебели.
По общему мнению, лучше всего ему удавалась мебель для сидения — стулья, кресла и диваны. Резные, «ленточные» спинки изящных линий, то похожие на арочные окна готических соборов, то по-восточному строгих геометрических форм; изогнутые ножки с львиной лапой или орлиными когтями, обхватившими шар, на конце.
Бесконечно комбинируя друг с другом представленные в «Указателе» декоративные элементы, мастера Томаса Чиппендейла раз за разом создавали уникальные предметы мебели и декора — от книжных шкафов и столов до зеркал и футляров для напольных часов. Фирменный магазин предлагал покупателям также широкий выбор обоев, штор и ковров.
Кроме того компания занималась и дизайном интерьеров. Например, в поместье Nostell Priory, над оформлением помещений которого Томас Чиппендейл работал вместе с архитектором Робертом Адамом. Прекрасная коллекция мебели в стиле «чиппендейл» сохранилась в Harewood House. В Лондоне же в музее Виктории и Альберта выставлен один из спальных гарнитуров великого дизайнера, созданный для Badminton House.
А еще предприятие предлагало услуги по ремонту, перевозке и сдаче мебели в аренду, но апофеозом ее разнообразной деятельности стала меблировка похорон (известно, что главный заказчик и покровитель Чиппендейла английский аристократ сэр Джилберт Хескот, когда у того умерла мать, заказал в мастерской стулья для траурной церемонии; компания занималась также и изготовлением гробов). Однако несмотря на всю популярность и прижизненное попадание в разряд классиков, королевских заказов Томас Чиппендейл, судя по имеющимся на данный момент сведениям, так и не дождался.
Среди предметов мебели и декора, выполненных в стиле «чиппендейл», работ самого мастера сохранилось не так уж и много и отличить их от поделок его товарищей по столярному цеху, пользовавшихся «Указателем» как источником вдохновения, не так-то просто. Оригинальная мебель Чиппендейла никогда не маркировалась, а потому ее подлинность можно установить только с помощью счетов оплаты заказа и другой документации, а также провенанса.
Томас Чиппендейл был на редкость плодовит: он оставил миру не только богатое художественное наследие, но и произвел на свет 11 детей. Однако после его смерти в ноябре 1778 года лишь один из них продолжил дело отца. Томас Чиппендейл-младший на протяжении еще 40 с лишним лет вплоть до своей смерти в 1822 году довольно успешно вел дела компании.
Наследие Томаса Чиппендейла не раз подвергалось резкой критики, и не всегда справедливо. Не стоит забывать, что он был не только талантливым художником, но и успешным (пусть особых богатств так и не скопил) бизнесменом — исключительно редкое сочетание. В отличие от большинства гениев он был признан еще при жизни. А главное — его творения выдержали проверку временем: если вдруг оригинальные работы Чиппендейла и выставляются на продажу, то цены на них изначально устанавливаются заоблачные. Скажем, в 1990 году один-единственный стул из гарнитура 1762 года ушел с молотка за $418,000. Хорошая мебель — как хороший коньяк: с годами становится только дороже.
Добавить комментарий