Вокзал Сент-Панкрас и отель «Сент-Панкрас Ренессанс»
(С) Анастасия Сахарова

Сегодня краснокирпичное здание лондонского вокзала Сент-Панкрас справедливо считается шедевром викторианской неоготики и имеет статус охраняемого государством памятника архитектуры. Однако так было не всегда, и то, что на этом месте не стоит одно из уродливых творений девелоперов 1960-70, – не просто счастливое стечение обстоятельств, а заслуга поэта и гражданина.

Как Midland Railway Company поссорилась с Great Northern Railway

Сент-Панкрас, своим названием обязанный одноименной церкви, вплоть до начала XIX века сохранял деревенский, хотя и отнюдь не пасторальный, характер. Но к 1820 году технический прогресс добрался и сюда: вслед за строительством Риджентс-канала на его берегах появилось множество промышленных предприятий. А пару десятилетий спустя с появлением железных дорог местный пейзаж окончательно утратил былой сельский вид.

У Midland Railway Company до поры до времени не было своего вокзала в Лондоне, и ее поезда прибывали на вокзал Кингз-Кросс, принадлежавшийее конкуренту Great Northern Railway. В 1862 году между двумя компаниями возникли неразрешимые противоречия — и Midland Railway решила покончить с былой зависимостью.

Место, выбранное для строительства нового вокзала, требовало от проектировщиков недюжинной смекалки: им надо было вписаться в пределы непростой географии, ограниченные на юге Юстон-роуд, на востоке — Флитом, а на севере — Риджентс-каналом вкупе со старинным погостом.

На пути прогресса оказались не только местные покойники, но и обитатели двух близлежащих микрорайонов Сомерстаун и Агар Таун; последние были в значительной части снесены, оставив тысячи людей без крыши над головой.

Нетривиальное решение

В силу особенностей местной географии прибывающие с севера поезда должны пересекать вышеупомянутый Риджентс-канал. Сделать это можно с помощью тоннеля — так поступила Great Northern Railway при строительстве вокзала Кингз-Кросс, — либо же с помощью виадука — выбор главного инженера Сент-Панкраса Уильяма Генри Барлоу. Перепад высот должны были нейтрализовать платформы, приподнятые над уровнем близлежащих улиц.


Сент-Панкрас должен был служить визитной карточкой не только железнодорожной компании Midland Railway Company, но и всего региона Мидлендc, поэтому при его постройке использовались исключительно материалы тамошнего производства, вплоть до цемента. Фото (С) Анастасия Сахарова

Главным украшением нового вокзала, открывшегося 1 октября 1868 года, стал дебаркадер под односводной крышей из стекла и железа. Мир еще не видывал закрытых пространств таких размеров — 240 метров в длину, 30 в высоту и 75 в ширину.

Это была эпоха не столько пассажирских, сколько грузовых перевозок. И одним из главных грузов, прибывавших сюда, было пиво из Бёртона-на-Тренте — по три состава ежедневно, а в пивоваренный сезон и того больше! Поскольку платформы Сент-Панкраса были приподняты над уровнем улиц, свободное пространство под ними было решено использовать в качестве складов. За образец были взяты склады пивоварни в Бёртоне, а за единицу измерения — габариты тамошних пивных бочек.

Фото (С) Анастасия Сахарова
Эти часы — реплика тех, что висели здесь когда-то. 

В 1970-х British Rail согласилась продать оригинал американскому коллекционеру, но во время демонтажа часы упали и разбились, после чего покупатель моментально перешел в разряд бывших, а железнодорожная компания вполне предсказуемо решила отправить осколки на свалку. 

И отправила бы, если бы не железнодорожник и часовых дел энтузиаст Роланд Хоггард. Он в буквальном смысле по кусочкам восстановил разбитые часы, после чего они украсили садовый сарай в ноттингемширской деревушке Тургартон, где и провели следующие несколько десятилетий, пока не исчезли с радаров Истории. 

Поступок Роланда Хоггарда, который иначе как самоотверженным не назовешь, имел неожиданное последствие: спасенные им часы London and Continental Railways, занимавшаяся реконструкцией Сент-Панкраса в начале 2000-х, взяла за образец для тех, что украшают южную стену дебаркадера сегодня.

В конце XIX – начале ХХ века совокупность факторов — таких как появление бутылочного пива, которое имело более долгий срок хранения, деятельность движения трезвенников, рост всеобщего благосостояния, приведший к снижению популярности пабов, а главное — появление автомобильного транспорта — привели к тому, что подвалы Сент-Панкраса начали понемногу пустеть. Впрочем, они использовались по своему первоначальному назначению вплоть до 1967 года, после чего были отданы под парковку, авторемонтные мастерские, а в результате реконструкции вокзального комплекса в начала 2000 — и магазины.

Не перепутайте!

Парадоксально, но факт: слова «Сент-Панкрас» вызывают в памяти в первую очередь не ажурное чудо инженерного гения Барлоу, а краснокирпичное великолепие фасада отеля «Мидленд Гранд» (с 2011 года — «Сент-Панкрас Ренессанс»), служащего своеобразным обрамлением железнодорожному комплексу. Поистине грандиозный вид и сходство с культовыми сооружениями заслужили ему прозвище «железнодорожного собора» (‘cathedral of railways‘). Сходство отнюдь не случайное: его архитектор Джордж Гилберт Скотт за свою карьеру спроектировал, восстановил или иным образом приложил руку к более чем полутысяче церквей и соборов.


Здание отеля «Мидленд Гранд» (1865) при вокзале Сент-Панкрас в Лондоне удивительным образом напоминает спроектированный Дж. Г. Скоттом особняк Келхэм Холл (1863) в Ноттингемшире.
Фото (С) Анастасия Сахарова

В отеле было много на тот момент инновационных штучек вроде огнеупорных бетонных перекрытий, гидравлических лифтов, туалетов со смывом, обслуживания в номерах и дамской курительной комнаты — первой в Европе.


Гордостью отеля является Парадная лестница, поднимающаяся на всю высоту здания. В 1996 году здесь был снят клип Spice Girls ‘Wannabe‘. Кроме того, здесь снимались некоторые сцены фильмов «Бэтмен», «Дневник Бриджит Джонс», «Гарри Поттер и тайная комната» и многих других. Фото (С) Анастасия Сахарова

В 1935 году отель был закрыт, а здание стало использоваться в качестве штаб-квартиры компании-перевозчика. Одной из причин, по которой это произошло, стала непомерная дороговизна его содержания. Но главное, отель стал отставать от многочисленных конкурентов по части удобств: те же бетонные полы, которые не боялись никаких пожаров, невозможно было просверлить для прокладки водопроводных труб, а значит – снабдить ставшей обязательной к тому времени ванной комнатой каждый номер.

Гражданский подвиг Бетджемена

Еще один парадокс в истории Сент-Панкраса заключается в том, что, пережив немецкие бомбежки двух мировых войн, он чуть не был стер с лица земли самими британцами. В первый раз предложение закрыть станцию прозвучало еще в 1921 году, но реально на грани уничтожения он оказался по инициативе компании British Rail, которая в 1966 вознамерилась снести Сент-Панкрас вместе с его соседом Кингз-Кроссом и построить на их месте новый вокзальный комплекс.


Первые публичные пианино появились на вокзале в 2012 году и сразу же стали своего рода достопримечательностью. Весной 2016 года их ряды пополнились инструментом, на котором во время утреннего часа пик дал неожиданный концерт Элтон Джон.
Фото (С) Анастасия Сахарова

По счастью на пути у этих варварских планов встал поэт и гражданин Джон Бетджемен (1906-1984). Он был одним из основателей «Викторианского общества», созданного в 1957 году с целью сохранения имевшей несчастье выйти из моды архитектуры XIX – начала XX века. Говорят, статус охраняемого объекта для Сент-Панкраса (1967) Бетджемену удалось обеспечить всего за одиннадцать дней до запланированного сноса.


Когда Сент-Панкрас открылся после реконструкции в 2007 году, одну из его платформ украсила бронзовая статуя покойного Бетджемена работы скульптора Мартина Дженнингса.
Фото (С) Анастасия Сахарова

Спасенный Бетджеменом Сент-Панкрас в 2007 году открылся после масштабной реконструкции в качестве не просто одного из столичных вокзалов, а как лондонский терминал скоростных поездов «Евростар», связавших Лондон с континентальной Европой, — едва ли Генри Уильям Барлоу и Midland Railway Company могли представить себе подобное развитие событий!


Символом англо-французской дружбы служит 9-метровая статуя «Место встречи». Моделями для нее послужили ее автор скульптор Пол Дэй и его жена-француженка Катрин. На фризе, окаймляющем подножье статуи, изображены страницы истории Сент-Панкраса. Фото (С) Анастасия Сахарова
Фото (С) Анастасия Сахарова

Вслед за этим привокзальный район из весьма сомнительного постепенно превратился в весьма и весьма респектабельный и процветающий, где былые объекты железнодорожной инфраструктуры обрели новую жизнь в качестве кафе, ресторанов, магазинов и жилых комплексов.