К 1647 году молодой сапожник Джордж Фокс (1624-1691) уже несколько лет скитался по Англии в поисках высшей истины. В тот день и час, когда он шел мимо церкви в Мэнсфилде в графстве Ноттингемшир, господь, наконец, обратил внимание на странника и послал ему, возможно, и благую, но уж крайне революционную для середины 17 столетия весть: дескать, бог пребывает в душе каждого человека. Вооруженный этим знанием, Джордж Фокс пошел дальше, собирая на свои проповеди все больше и больше народу.
Представление о непосредственной связи между богом и верующими не только подразумевало личную ответственность последних за свою духовную жизнь, но и делало ненужными церкви и священнослужителей. Разумеется, подобная ересь не нашла понимания ни у религиозного, ни у политического истеблишмента. Сам Джордж Фокс за свои неортодоксальные взгляды восемь раз попадал за решетку. В 1650 году в ходе одного такого судебного разбирательства он призвал судей трепетать (англ. quake) перед именем бога. Судья Беннет в ответ обозвал Фокса и его единомышленников «трепетунами» (quakers) – и, по иронии судьбы изначально задуманное как обидное, прозвище прижилось не только в народе, но и среди самих членов «Религиозного общества друзей» (отсылка к словам Христа «Вы — друзья мои, если исполняете то, что я заповедаю вам» в Евангелии от Иоанна 15 стих 14).
У простых людей тоже было немало претензий к квакерам. Они и одевались иначе — очень просто, без излишеств, — чурались развлечений (от карточных игр до театра), не считали нужным снимать шляпу в знак приветствия и, демонстрируя полное равнодушие к чинам и титулам, ко всем обращались на «ты».
Не находя понимания на родине, многие из последователей Джорджа Фокса отправились искать лучшей жизни по ту сторону Атлантики. Америка, правда, их тоже поначалу встретила неласково. Однако положение квакеров в Новом Свете сильно улучшилось после того, как их соотечественник и единоверец, а также королевский кредитор Уильям Пенн в 1681 году получил от Карла II изрядный кусок земли в заокеанской колонии в счет уплаты долга и основал там заповедник религиозной свободы и толерантности — теперешний штат Пенсильванию.
Вера в божественную сущность и уникальную ценность каждого без исключения человека с самого начала сделала квакеров борцами за права женщин и рабов — и тут они были пионерами. Их пацифизм делает для них невозможным не только военную службу и участие в боевых конфликтах, но и работу и инвестиции в компании, занятые производством оружия и других средств причинения вреда людям. Неприемлема с их точки зрения и эксплуатация животных — в лаборатории ли, тестирующей косметику на братьях наших меньших, цирке, зоопарке или звероферме.
Квакеры были одним из первых религиозных движений, снявшим табу на обсуждение вопросов, связанных с сексом и сексуальностью. Чувства, а не пол и ориентация — вот, что, как считают «друзья», важно в отношениях двух людей.
В своих взглядах на взаимоотношения между человечеством и природой они тоже сильно опередили свое время и большинство населения Земли: по их мнению, люди несут ответственность за то, чтобы передать потомкам мир таким, каким получили его сами, или даже лучше, а глобальная экологическая катастрофа — это результат духовного кризиса и не только сугубо практическая проблема, но и вопрос социальной (не)справедливости (как известно, главный ущерб окружающей среде наносит т. н. золотой миллиард, а печальные плоды его неуемного перепотребления всего и вся пожинает главным образом население стран третьего мира).
За свои оппозиционные взгляды квакеры поплатились в том числе и тем, что вплоть до последней четверти XIX века доступ к университетскому образованию, а вместе с ним и к ряду профессий, а также общественная деятельность были для них закрыты. Зато в бизнесе и торговле квакерам с их репутацией честных, порядочных и надежных людей не было равных.
Здесь надо сделать небольшое отступление и отметить, что совесть — один из краеугольных камней нравственного кодекса квакеров. Свобода совести как осознанный личный выбор добра вместо зла, притом что в человеке есть и то и другое, определяет их взгляды на самые разные вопросы морали — от абортов до эвтаназии — и конкретные поступки.
Бизнесмены-квакеры положили конец практике выторговывания у продавца лучшей цены, установив фиксированные и справедливые расценки на свои товары и услуги. В качестве последних покупатель мог не сомневаться.
- Банки Barclays и Lloyds, обувная компания Clarks, производитель печенья Carrs – вот только несколько из основанных квакерами и процветающих по сей день деловых предприятий. А вот американская Quaker Oats, несмотря на название и изображение квакера на упаковках производимых ею овсяных хлопьев, никакого отношения к «Религиозному обществу друзей» никогда не имела.
Особняком среди них стояли фирмы-производители кондитерских изделий. В отличие от конкурентов квакеры-кондитеры не подкрашивали конфеты свинцовым суриком и не добавляли в шоколад для экономии какао кирпичную пыль. Уважительное отношение к потребителю обеспечило триумвирату Cadbury, Fry’s и Rowntree’s and Terrys фактическую монополию на рынке на сто с лишним лет. Известны они были и как пионеры того, что позднее назовут соцзащитой. Тот же Джон Кэдбери построил для рабочих своей фабрики целый городок со школами, парками и местами отдыха. Он же был одним из первых, кто организовал для своих сотрудников столовую, медицинское обслуживание, включая стоматологию, и пенсионное обеспечение — и все это в середине 19 века!
На сегодняшний день в мире насчитывается около 210 тысяч квакеров, из них 17 тысяч — в Великобритании. Их собрания — так они называют свои богослужения — открыты для всех желающих. (Во время своего пребывания в Лондоне одно такое собрание в Дептфорде посетил сам Петр I. Дом, видевший русского царя, стоит, кстати, до сих пор.) И, перефразируя классика, квакером можешь ты не быть, но поучиться у них человечеству определенно есть чему.
Добавить комментарий