Даже будучи поглощенным жадной до квадратных километров метрополией, Далвич продолжает оставаться деревней в лучшем смысле этого слова: жизнь течет здесь размеренно, как и подобает оплоту благополучия и респектабельности. Тем более удивительно обнаружить в этих краях музей с собранием живописи мирового уровня, полюбоваться которым на склоне лет приходили мистер Пиквик, по воле автора поселившийся в Далвиче, и Ван Гог, в 1873 году пешком (!) проделавший путь из центра Лондона и обратно. Далвичская картинная галерея по большому счету — случайный результат событий, имевших место за тысячи миль отсюда.
В 1790 году князь Михаил Понятовский поручает двум лондонским арт-дилерам Ноэлю Дезанфану (1745 — 1807) и Фрэнсису Буржуа (1756 — 1811) с нуля собрать для своего брата польского короля Станислава Августа коллекцию не хуже, чем у прочих европейских монархов.
Следующие пять лет компаньоны провели, колеся по континенту в поисках живописных шедевров. Тем временем соседи Польши растаскивали страну по частям, так что к 1795 году она исчезла с политической карты мира, а работодатель Дезанфана и Буржуа остался не у дел. Стоит ли удивляться, что теперь уже бывшему королю несуществующего государства было не до портретов с пейзажами. Так два лондонских торговца произведениями искусства оказались неожиданными хозяевами коллекции, которая могла бы положить начало национальной художественной галерее в Варшаве.
Буржуа и Дезанфан попытались было пристроить свой улов в хорошие руки, включая русского императора и британское правительство, но везде встретили отказ. Продать собранное оптом на пресыщенном после Французской революции живописью рынке тоже оказалось невыполнимой задачей. В 1807 году Ноэль Дезанфан отшел в мир иной, и проблема кому препоручить обременительное сокровище встала в полный рост перед его осиротевшим компаньоном (осиротевшим в буквальном смысле, поскольку считается, что Дезанфан с супругой негласно усыновили Фрэнсиса Буржуа после того, как у него умерла мать, а отец бросил мальчика на произвол судьбы).
До основания Национальной галереи оставалось еще 17 лет, так что взоры Фрэнсиса Буржуа вполне предсказуемо обратились в сторону Британского музея. Правда, попечители последнего на мецената поневоле произвели не самое лучшее впечатление, так что в итоге он отписал коллекцию Далвичскому колледжу, с которым его не связывало ровным счетом ничего. В престижной частной школе для мальчиков уже имелась своя собственная картинная галерея — результат благодеяний основателя колледжа Эдуарда Аллена, актера елизаветинской эпохи и преуспевающего бизнесмена на ниве развлечений — ему в свое время принадлежали несколько театров, медвежьих ям и борделей, — и еще одного лицедея Уильяма Картрайта.
По условиям завещания возможность насладиться полотнами Рембрандта, Гейнсборо, Рубенса, Ватто, Каналетто, Веронезе и других гениев живописи должна была быть у всех желающих. Отдавая себе отчет в том, что существовавшая на тот момент галерея в Далвичском колледже вряд ли годится для сильно располневшего собрания, сэр Фрэнсис оставил также £2,000 на ее ремонт, руководство которым он поручал своему другу сэру Джону Соуну.
Как последний ни старался, — он даже отказался от гонорара за работу над этим проектом, — все равно получалось слишком дорого — у колледжа просто не было £11,000 на новое помещение для непрошеного подарка. Недостающую сумму внесла в итоге Маргарет Дезанфан.
Ради экономии же Соун возвел здание галереи из доступного по цене кирпича, а дорогой портлендский камень использовал лишь для декоративных деталей. Это его решение в свое время вызвало настоящий скандал — дескать, святотатство храм искусства строить из того же материала, что и пакгаузы.
Внутри музей представлял собой анфиладу выставочных залов, соединенных друг с другом арками и создававших иллюзию бесконечности. Вместо окон Соун спроектировал расположенные на крыше световые фонари; таким образом достигались сразу две цели — картины освещались рассеяным естественным светом и при этом увеличивались выставочные площади. Будучи первым в мире зданием, построенным специально для демонстрации произведений живописи, Далвичская картинная галерея вполне предсказуемо стала образцом для подражания.
Ей принадлежит и еще один мировой рекорд — в галерейном собрании хранится маленький портрет Якоба де Гейна III работы Рембрандта, получивший за свою популярность у музейных воров прозвище «Рембрандт на вынос» и место в Книге рекордов Гиннесса. Его похищали четырежды, но он неизменно возвращался домой. Правда, всякий раз пропажу находили в весьма неожиданных местах — то на багажнике велосипеда, то под скамейкой на погосте, а в последний раз в 1986 году в камере хранения в тогдашней ФРГ после трех лет вынужденных скитаний.
Вечный покой в галерее нашли и ее основатели — неразлучные компаньоны сэр Фрэнсис Буржуа и Ноэль Дезанфан, которые, как утверждают некоторые источники, не только вместе вели дела, но и жили тройственным союзом с супругой Дезанфана Маргарет. Так втроем они и лежат в мавзолее Далвичской картинной галереи.
Добавить комментарий