Художника, создавшего первый и ставший эталонным графический образ знаменитого мишки с опилками в голове, звали Эрнест Шепард. Он родился 10 декабря 1879 года в лондонском районе Сент-Джонс-вуд, буквально в пяти минутах ходьбы от того места, где  тремя годами позже появился на свет будущий автор книг о Винни-Пухе, ставших их общей судьбой.

Иллюстрация к книге А. А. Милна о Винни-Пухе. Автор Эрнест Шепард
Иллюстрация к книге А. А. Милна о Винни-Пухе. Автор Эрнест Шепард

Рисование было в буквальном смысле у мальчика в крови: его отец был архитектором, а дедушка по материнской линии — художником-акварелистом. Едва научившись держать у руках карандаш, он больше с ним не расставался — а отец, разглядев несомненный талант сына, заботливо собирал созданные им рисунки в особый ящик. Потом были годы учебы в художественной школе и училище, попытки писать маслом и окончательное осознание своего призвания как графика.

Пределом желаний для амбициозных рыцарей пера и карандаша было, конечно, сотрудничество с  «Панчем». Многочисленные попытки Эрнеста заинтересовать редколлегию своими работами успехом, однако, не увенчались. Наконец, старый друг семьи представил юного художника главному карикатуристу журнала Линли Сэмбурну. В 1907 году на страницах «Панча» появилась первые работы Шепарда, в 21-м он был принят в число штатных сотрудников, а в 45-м стал его главным карикатуристом. Однако по иронии судьбы, в Историю Эрнест Шепард вошел как иллюстратор детских книг, в особенности «Ветра в ивах» Кеннета Грэма и, конечно, «Винни-Пуха» Алана Милна.

Впрочем, когда Эдвард Лукас, один из сотрудников «Панча», на вопрос писателя, кого бы он порекомендовал в качестве иллюстратора, назвал фамилию Шепарда, автор «Винни-Пуха» не смог удержаться и воскликнул:

И что ты только в нем находишь? Он же совершенно никчемен!»

Правда, не стал упорствовать в своей антипатии и пригласил-таки художника в гости сделать эскизы портретов Кристофера Робина и его плюшевых зверей Кенги, Ру, Тигры, Иа-Иа и Пятачка. Художественный же образ Винни-Пуха в отличие от литературного персонажа был списан не с игрушечного медведя сына писателя, а с медвежонка сына самого Шепарда по прозвищу Ворчун (Growler). К слову сказать, Ворчуна постигла печальная участь — внучка художника во время войны увезла его с собой в Канаду, где он пал жертвой скотч-терьера.

Иллюстрация к книге А.А. Милна о Винни-Пухе. Автор Эрнест Шепард
Иллюстрация к книге А.А. Милна о Винни-Пухе. Автор Эрнест Шепард

Автор «Винни-Пуха» был в итоге покорен рисунками Шепарда, и последний проиллюстрировал все четыре книжки о приключениях забавного медвежонка и его друзей — «Когда мы были совсем маленькими» (When We Were Very Young, 1924), «Винни-Пух» (1926), «Теперь нам уже шесть» (Now We Are Six, 1927) и «Дом на Пуховой опушке» (1928). Более того, на принадлежащем художнику экземпляре книги Милн написал такое посвящение:

When I am gone, let Shepard decorate my tomb and put (if there is room) two pictures on the stone: Piglet from page a hundred and eleven, and Pooh and Piglet walking (157) . . .  And Peter, thinking they  are my own, will welcome me to heaven.

Когда я умру, пусть Шепард украсит мою могилу, если хватит места, двумя рисунками — Пятачка со страницы сто одиннадцать и Пуха и Пятачка на прогулке (страница 157)… И Петр, думая, что это моих рук дело, радушно примет меня в раю».

Иллюстрации Эрнеста Шепарда оказались настолько удачными, что его принято считать соавтором «Винни-Пуха». Однако сам художник на склоне лет, когда стало очевидно, что «дурацкий медведь», как он без всякого пиетета называл Винни-Пуха, совершенно затмил все прочие его работы, сильно сожалел о содеянном.

Иллюстратор Эрнест Шепард
Эрнест Шепард

Он умер в 1976 году, когда отмечался полувековой юбилей книги. Сегодня иллюстрации Шепарда к книге Милна продаются с аукциона за десятки тысяч фунтов, а его карикатуры, во многом более интересные и технически сложные, ценятся гораздо меньше. Интересно, какими эпитетами он наградил бы Мэри Поппинс, будь он менее занят и ответь на просьбу Памелы Траверс проиллюстрировать ее книгу? Впрочем, история, как известно, не любит сослагательного наклонения, и «само совершенство» была нарисована его дочерью Мэри.