В 2006 году британское министерство культуры (сорри, Департамент по культуре, СМИ и спорту британского правительства) составило список из 12 символов «английскости», куда наряду с чашкой чая и двухэтажным автобусом вошел и кукольный театр Панча и Джуди.
Итальянские марионеточники появились в Англии вскоре после того, как вслед за скончавшимся Кромвелем канули в Лету годы пуританских запретов на увеселения, включая театральные представления и Рождество. 9 мая 1662 года Сэмюэл Пипс с большим удовольствием посмотрел такое представление в Ковент Гардене, о чем не преминул сделать запись в своем дневнике. Она стала первым письменным упоминанием о новом культурном явлении на улицах Лондона, а 9 мая — днем рождения мистера Панча.
Впрочем, Пипс писал о Поличинелло, в котором легко угадывается персонаж комедии дель арте Пульчинелла.
- Во Франции он станет Полишенелем; отсюда и «секрет Полишенеля» — тайна, которая не является таковой. В комедии дель арте таким секретом является измена жены Пульчинеллы (Полишенеля) Коломбины с Арлекино, о которой в курсе все, кроме мужа-рогоносца.
Со временем англичане переиначат итальянское имя и получится Панч. Обританившись, придурковатый весельчак сменит белые одежды на шутовской наряд, но сохранит характерный писклявый голос. Эта пронзительность достигается с помощью специальной свистульки, которую кукловод держит во рту.
Помимо Панча и упомянутой выше Джуди, его скандальозной супружницы, в представлениях участвует еще целый сонм главных и второстепенных персонажей, включая малолетнего отпрыска главных героев, клоуна, голодного крокодила, стража правопорядка, палача и дьявола. Впрочем, пестрый состав этой компании имеет свойство меняться вместе с представлениями о смешном, допустимом и политкорректном.
Остряк Пульчинелла пришелся как нельзя ко двору в до смерти соскучившейся за годы навязанного лорд-протектором пуританства Англии. К началу 18 столетия представления с участием Панча приобретают всеобщую популярность. Безработная актриса Шарлотта Чарк пытается выжить кукольными постановками Шекспира и Генри Филдинга. Последний тоже вынужден сменить театральные подмостки на ширму марионеточника, а свое настоящее имя на «мадам де ля Наш» в попытках обойти цензурные тенёта.
Марионеточные постановки были недешевы и громоздки. К концу XVIII века им на смену приходят перчаточные версии персонажей и небольшие передвижные балаганчики. Так Панч, Джуди и компания стали частью сначала городского, а затем и приморского пейзажа.
Всех этих весьма темпераментных товарищей держит в руках один человек, с викторианских времен зовущийся панчмэном или профессором. Ему иногда помогает т. н. «боттлер», в чьи обязанности входит привлечение зрителей, сбор денег (обычно с помощью бутылки, отсюда и название), а также музыкальное и звуковое сопровождение шоу.
Уличный характер представлений стал определяющим в их драматургии: они представляют собой последовательность коротеньких эпизодов — чтобы прохожие могли с легкостью как присоединиться к действу, так и отправиться дальше по своим делам — с участием всего двух персонажей — как правило, Панча, избивающего палкой одного из вышеперечисленных бедолаг.
Сюжетная линия зависит от фантазии кукольника и, разумеется, претерпела некоторые изменения со времен Пипса, но основные скрепы действа остаются все теми же — главный герой по-прежнему ведет себя из рук вон, испытывает антагонизмы с женой, не справляется с ролью отца, но зато неизменно выходит победителем из всех столкновений как с потусторонними, так и с силами правопорядка. И все это с песнями, шутками-прибаутками и неизменным девизом «That’s the way to do it!»
Он (Панч) стал, по сути, духом Британии — такой ниспровергатель основ, который бросает вызов властям, своего рода кукольный эквивалент политической карикатуры», — говорит панчмэн Глин Эдвардс.
Главная же метаморфоза произошла с целевой аудиторией шоу. Рассчитанные изначально на взрослых, к концу викторианской эпохи представления Панча и Джуди стали по преимуществу развлечением для детей. Это повлекло за собой исчезновение наиболее одиозных персонажей вроде Дьявола и Красотки Полли, любовницы Панча, но не повлияло на поведение главного героя. Жалобы на неприемлемый для юных зрителей уровень насилия начались примерно тогда же и продолжаются по сей день, а защитники нежной детской психики с разной степенью успешности предпринимают регулярные попытки запретить выступления кукольного театра в школах. Досталось ему в свое время и от адептов политкорректности.
Впрочем, Панчу, как и следовало ожидать, все трын-трава. Он вполне уютно чувствует себя не только в Британии, но и в США, Канаде, Пуэрто-Рико, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке. А его ближайших родственников можно найти в и Европе — Кашперле в Германии и Австрии, Гиньоля во Франции и Петрушку в России.
Добавить комментарий