Уж не знаю почему, но мумии обладают особой привлекательностью для людей. Если не верите мне на слово, загляните в египетские залы Эрмитажа. А помните очереди к усыпальнице вождя мирового пролетариата длиной в Великую китайскую стену? Лондону тоже есть чем похвастаться, причем его «мавзолей», пожалуй, интереснее московского будет.
Впрочем, «мавзолей» — это слишком громко сказано. Мумия, о которой наш сегодняшний рассказ, сидит – я не оговорилась, именно сидит — себе скромно в деревянном шкафу в главном здании Университетского Колледжа Лондона и принимает посетителей с понедельника по пятницу, как если бы бывший владелец тела и заказчик мумификации был по-прежнему жив и ходил на службу.
Впереди планеты всей
Правды ради надо, однако, сказать, что на службу он как раз не ходил, ибо, хотя и получил юридическое образование, сия стезя была ему не по нраву, и он подался в философы. Звали его Джереми Бентам.
Это был выдающийся человек. Во времена, когда люди только-только перестали насаживать головы казненных преступников на колья в назидание прочим, он критиковал телесные наказания как воспитательное средство, выступал за права и свободы человека, лишение церкви политического влияния, отмену смертной казни, права животных и признание гомосексуализма.
Однако главным образом он прославился благодаря своему учению об утилитаризме, в основе которого идея о том, что человечеству следует стремиться к возможно большему счастью для как можно большего числа людей. И это в эпоху – а родился Бентам в 1748 году, — когда бал правили религия и естественное право и представление о том, что каждый должен покоряться судьбе и что нужда и страдания даются нам по воле божьей.
Тело — в дело!
И вот за неделю до смерти в среду 30 мая 1832 года наш вольнодумец наносит последнюю и решительную пощечину общественному мнению и пишет совершенно немыслимое завещание, в котором дает обстоятельные распоряжения относительно своего тела. А именно: согласно воле Бентама, после его кончины его голова должна быть мумифицирована, — говорят, незадолго до смерти он носил в кармане пару стеклянных глаз, которые хотел видеть на месте настоящих, — тело — набито соломой, одето в один из носимых им при жизни черных костюмов, посажено в кресло, как сиживал покойный за работой, а затем помещено в «подходящий ящик или шкаф» с табличкой с выгравированными на ней именем и датой смерти.
Но сначала — опять же, как было завещано, — тело отправили в медицинский колледж, где его публично вскрыли в рамках лекции по анатомии. Вход был только по пригласительным билетам, гласившим:
Сэр, покойный Джереми Бентам горячо желал, чтобы его тело послужило иллюстрацией устройства и жизнедеятельности человеческого организма. В соответствии с этим пожеланием доктор Саутвуд Смит прочитает над телом лекцию о полезности такого рода знания для общественности. Лекция, кою мы просим вас и двух ваших друзей, коли таковые пожелают составить вам компанию, почтить своим присутствием состоится в Школе анатомии и медицины на Уэбб-стрит, Боро, завтра в три часа».
Пикантности ситуации придавало и то, что анатомировать Бентама собирался его лучший друг. Взяв в руки скальпель, он попытался оправдаться перед собравшимися: дескать, раз покойный посчитал, что тем самым я послужу на благо человечества, то мой долг – покориться его воле, пускай бы мне того и очень не хотелось.
После вскрытия голову пришили обратно к телу, набили последнее соломой, одели и поместили в стеклянную витрину – все по завещанию. Время от времени экспонат вывозили на посиделки друзей Бентама, исполняя последнюю волю чудака.
Долгие годы доктор Смит хранил чучело друга у себя дома, а в 1850 году экспонат был передан Университетскому колледжу Лондона, духовным отцом которого считался Бентам и в гимне которого теперь есть и краткое изложение истории его главной реликвии. Здесь, как и было завещано, на него могут взглянуть все желающие, а дважды – по случаю 100- и 150-летнего юбилея учебного заведения он участвовал в заседании комитета колледжа: Бентам на одном конце стола, ректор на другом, но не голосовал.
Голова профессора Бентама
Вот только с головой вышла неприятность. Процесс мумификации пошел наперекосяк, так что пришлось обратиться к французскому художнику Жаку Тальришу за новой – из воска. Впрочем, оригинал сохранили; его держат в деревянном ящичке, запирающимся аж на 4 замка.Предосторожность отнюдь не излишняя: в 70-х годах прошлого века студенты Кингз-колледж не устояли перед искушением и украли мумифицированную голову Бентама, потребовав за нее выкуп в 100 фунтов. Впрочем, голова вернулась в родные стены, когда колледж пообещал перечислить на благотворительность сумму в 10 раз меньшую.
В 1939-м Бентама почистили и поменяли набивку, а когда разразилась война, спрятали как большую ценность: сначала в стенах колледжа под кипой книг, а потом и вовсе увезли из города от греха подальше.
Трудно сказать, что стояло за столь эксцентричной идеей; в завещании Бентама нет даже намека на это. Возможно, адвокат-философ просто хотел сказать обществу, с излишней религиозной серьезностью относившемуся к вопросам жизни и смерти, что это глупо и потому немного легкомыслия не помешает. Как знать! Но эксперимент и правда получился занятный.
Добавить комментарий