Королевский скотный двор
Современная Трафальгарская площадь построена на том месте, где Генрих VIII и его предшественники держали своих лошадей и хищных птиц. Первая постройка появилась здесь еще в конце XIV века и предназначалась для соколов Ричарда II, жившего во дворце Уайтхолл неподалеку.
Слово mews, которое изначально использовалось для обозначения специальных клеток, куда сажали соколов и ястребов на период линьки, постепенно распространило свое влияние и на прочих живых существ, содержавшихся при королевском дворе. Так вот этот королевский скотный двор, называвшийся royal mews, надолго пережил главную лондонскую резиденцию английского монарха, сгоревшую в 1698 году.
Однако со временем этот район превратился в пристанище воров и бродяг и был прозван в народе Бермудами. А слово mews к тому моменту, как данная территория была расчищена под постройку новой площади, уже прочно укоренилось в языке с новым значением «узкая улочка, где содержатся лошади», а со временем стало означать просто «конюшня».
Кстати, по сей день в районах Белгрейвия и Мейфэр узкие улочки на задах фешенебельных особняков часто называются mews: когда-то здесь жили слуги местных богачей в маленьких домиках деревенского типа, а то и прямо над конюшнями, где их хозяева держали лошадей.
Национальная катастрофа
Здание Национальной галереи, постройка которого завершилась в 1838 году, многими было отнесено к разряду архитектурных катастроф и подвергнуто осмеянию. В защиту архитектора нужно сказать, что он был практически связан по рукам и ногам. Грубо говоря, ему предстояло построить те же самые конюшни, только приспособив их под картинную галерею.
Новому зданию на роду было написано быть длинным и очень узким, дабы вписаться в уже сложившуюся сетку улиц; плюс не выше своего предшественника, дабы сохранить в неизменном со средних веков виде горизонт городской застройки. В результате мы имеем то, что имеем – новое здание с атавистическими признаками предка в виде странных сооружений, похожих на каменные перечницы. Украшая здание конюшен, «перечницы» были, прежде всего, частью вентиляционной системы, а теперь напоминают нам о прежних главах истории этого места.
Революционная церковь, покорившая Америку
Элегантная в своей простоте церковь святого Мартина-в-полях к северо-востоку от здания Национальной галереи не так проста, как может показаться.
Взять хотя бы ее довольно эксцентричное название. А между тем в 1724 году, когда была завершена постройка храма, оно всего лишь отражало тогдашние реалии: церковь тогда стояла на окраине деревушки Чаринг в буквальном смысле в полях.
Ее традиционный, на современный взгляд, вид был, однако, по меркам 18-го столетия шокирующе революционным. Архитектор Джеймс Гиббс, вопреки сложившейся практике, поместил колокольню не на восточной оконечности здания, а на западной, да еще и водрузил ее над грандиозным портиком, напоминающим парадный вход в античный храм. Критики и архитекторы восхищались смелостью ее создателя, а поначалу консервативно настроенные прихожане и церковники вскоре сменили гнев на милость.
Дизайн Гиббса стал так популярен, что нескольких его учеников переманили в Америку за большие деньги, где они понастроили идентичных или почти идентичных копий Святого Мартина.
Самый центр Лондона
На перекрестке между Трафальгарской площадью и улицей Уайтхолл, сразу за конной статуей Карла I находится Чаринг-кросс — центр Лондона, о чем свидетельствует соответствующая латунная табличка на мостовой. Но почему здесь, а не где-нибудь еще?
А вот почему: Эдуард Исповедник как-то поклялся совершить паломничество в Рим, но беспорядки в родной вотчине никак не позволяли ему сдержать обещание. И вот, чтобы освободиться от уз данной клятвы, он решает построить большую церковь на небольшом островке Торни, что на Темзе. В этой части города, теперь известной как Вестминстер, уже стоял скромный монастырь, который король значительно увеличил и увенчал грандиозным Вестминстерским аббатством.
Обитавшие в Сити коммерсанты не намеревались перебираться в район новостройки – тогда он был продуваемой всеми ветрами необжитой окраиной, но, разумеется, им нужно было быть в курсе изменений в законодательстве, которые вершились в Вестминстер-холле. А законникам, в свою очередь, было не обойтись без новостей в сфере коммерции. И вот для обмена этими самыми новостями и те, и другие приходили на Чаринг-кросс — точку, лежащую на полпути между Сити и Вестминстером.
Самый маленький полицейский участок в мире
Когда-то большинство английских городов и деревень имели мини-тюрьмы, вернее – арестантские камеры-одиночки, куда помещались на ночь ради общественного спокойствия пьяницы-дебоширы и где ожидали прибытия судьи воры и другие антиобщественные граждане.
Есть такое заведение и на Трафальгарской площади, на ее юго-восточном углу, и вплоть до 1960-х годов оно исправно выполняло свои функции. Но этот очаг британского правосудия особенный: по совместительству это еще и самый маленький в стране – а может, и во всем мире – полицейский участок. Снаружи он похож на располневший фонарный столб, и только пытливый взор разглядит малюсенькую дверь и окошко. Внутри места едва хватит двум людям встать, однако, по слухам, отсюда проложена прямая телефонная линия к Скотленд-ярду.
Львы Нельсона
Знай адмирал Нельсон, что в его честь будет воздвигнута колонна в центре одной из лондонских площадей, названной в память о его последнем сражении, возможно, это послужило бы ему некоторым утешением, когда он был смертельно ранен в Трафальгарской битве в 1805 году.
Правда, памятник воздвигли только в 1843 году, спустя почти 40 лет после смерти Нельсона. К тому времени уже существовало несколько колонн в честь адмирала, включая монументы в Дублине (1807) и Грейт Ярмуте (1819). Свою лепту в финансирование строительства памятника внес и царь Николай I. Высота монумента составляет 185 футов, из которых 18 футов – статуя самого адмирала. Капитель колонны и бронзовые рельефы на пьедестале сделаны из трофейных французских пушек и изображают победы Нельсона при Копенгагене, на Ниле, мысе святого Винсента и Трафальгаре.
Что касается львов у ее подножия, то и тут не обошлось без истории. Дело в том, что изваяния царя зверей у подножия памятника гораздо больше реальных животных. И тут требовался по-настоящему талантливый мастер, чтобы скульптуры не получились карикатурными.
Королева Виктории пожелала, чтобы за дело взялся Эдвин Ландсир, один из ее любимых художников. Лэндсир от этой идеи пришел в ужас: не будучи скульптором, он отказался от заказа. Однако королева не сдавалась. Атакуемый пэрами и парламентариями, Лэндсир в конце концов согласился, но поставил условие: никаких ограничений по времени плюс дохлый лев в студию, дабы он имел возможность внимательно того изучить, прежде чем браться за работу.
Пришлось ждать несколько месяцев, пока умер один из львов в лондонском зоопарке. Его немедленно отправили художнику, но труп, разлагаясь, стал так вонять, что соседи вызвали полицию выяснить, что является источником столь жуткого запаха.
В итоге, у Лэндсира ушло больше года – и еще несколько мертвых львов – на создание рисунков, которыми он остался доволен. Впрочем, установлены скульптуры были только 25 лет спустя в 1867 году. Когда Лэндсир умер, на их шеи были водружены венки в знак уважения к таланту мастера.
Кстати, в 1920-х гг. мошенник из Шотландии по имени Артур Фёргюсон, выдавая себя за чиновника, умудрился «продать» колонну Нельсона американскому туристу за 6.000 фунтов. Потом он продал Букингемский дворец и Биг Бен, а затем перебрался в США, где взялся за Белый Дом и Статую Свободы. Покупатели и не подозревали об обмане, пока дело не доходило до попыток забрать товар домой.
А Гитлер планировал после завоевания Англии перевезти монумент в Берлин. Он считал, что памятник
представляет для Англии символ мощи британского флота и мирового господства. Перенос колонны Нельсона в Берлин особым образом подчеркнул бы победу Германии».
Незавершенный проект
Как это часто бывает, Трафальгарская площадь еще на стадии проектирования стала предметом бесконечных споров и обсуждений. Но в отличие от большинства проектов, которые, несмотря на все перипетии и вносимые изменения, все-таки доводятся до конца, этот и по сей день остается незавершенным. Постамент в северо-западном углу площади пустует со дня ее постройки, и, хотя в последние годы на нем регулярно появляются странные творения современных скульпторов, никаких планов по установке здесь статуи на постоянной основе до сих пор нет.
Добавить комментарий